Переизданы учебники, написанные сибирскими биологами

Авторы нового издания двух учебников для старшеклассников, сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН доктор биологических наук Павел Михайлович Бородин, преподаватель факультета естественных наук НГУ доктор биологических наук Григорий Моисеевич Дымшиц и советник РАН академик Владимир Константинович Шумный рассказали, чем отличаются два выпуска между собой и от предыдущих изданий.

Идея создания учебного пособия для школьников была высказана и реализована основателем и вторым директором института академиком Дмитрием Константиновичем Беляевым в начале 80-х, уже в 1985 году вышла пробная версия книги, первое же издание датируется 1991 годом. Сегодня СО РАН выпускает сразу две его версии: одна состоит из двух частей и ориентирована на общеобразовательные школы, вторая, расширенная — на классы с углублённым изучением биологии, где готовят будущих студентов медицинских и сельскохозяйственных вузов. «Главным было и по сей день остаётся — заинтересовать ученика нашей научной сферой, объяснить, что такое биология и каков круг её исследований. Мы убеждены: важно уже в старших классах освоить основные понятия и ознакомиться с теориями, так как в будущем это существенно облегчит не только поступление в университет, но и дальнейшее обучение», — говорит академик Владимир Константинович Шумный.

Статус учебного пособия издание получило, выдержав три экспертных оценки. РАН, Российская академия образования и общество учителей подтвердили полезность пособия, после чего оно было выпущено издательством «Просвещение». Однако одобрения для использования в школьной программе труд не получил. Сегодня учителя не выбирают книги, по которым будут преподавать — список образовательной литературы составляют в институтах усовершенствования учителей, существующих в каждой области. Впрочем, популярности учебника это никак не навредило, экземпляры разбирают в качестве дополнительного материала и для подготовки к экзаменам.
Владимир Шумный и Григорий Дымшиц
По уверению Владимира Константиновича, основным достоинством учебника является то, что «...над его созданием трудятся действующие научные сотрудники». Соответственно в каждое переиздание вносятся коррективы, связанные с открытиями последних лет — это даёт возможность быть в курсе научных достижений, а не просто получать базовые знания.

Так, например, недавно был полностью изменён раздел «Эволюция», его переписал новый автор в коллективе — Павел Михайлович Бородин, считая, что спорам вокруг теории Дарвина нет места в образовательной литературе. Важную роль этой части пособия он отводит доказательству того, что эволюция — не минувшее событие в жизни предков, а настоящее нашей планеты: всё вокруг меняется каждый день, и этот факт необходимо донести до школьников.

«Глупо отрицать эволюцию, глядя на проблемы, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время. Взять хотя бы возникновение устойчивости к антибиотикам — это же прямо по Дарвину: микроорганизмы случайно мутируют в связи с массированным беспорядочным употреблением подобных препаратов. Такого рода доказательства я и привожу в нашем учебнике», — комментирует Павел Михайлович Бородин.

Фото: Юлия Мунд