Проект «Важные вещи»: в Новосибирске создадут виртуальную коллекцию любимых вещей русских старожилов и переселенцев

В Институте археологии и этнографии СО РАН при поддержке Президентского фонда культурных инициатив началась реализация проекта «Важные вещи». В центре внимания проекта — обширная коллекция восточнославянских предметов XVIII — середины XX веков, хранящаяся в научном фонде института.

Это то, что в обычной речи можно было охарактеризовать как «важные вещи» — те предметы, которые переселенцы из Европейской части России везли с собой в Сибирь за тысячи верст. Вещи, которые создавались с сохранением традиций предков и бережно передавались из поколения в поколение, что и позволило им в итоге попасть к исследователям и в фонды музея. Во многом уникальная коллекция новосибирского института пока нигде не представлена в каталожном виде, а экспозиция музея ИАЭТ не может вместить все ценные предметы старины. Решением стала оцифровка коллекции: в интернет-каталоге предстанет на первом этапе 400 предметов, а полсотни самых ярких из них станут экспонатами виртуальной избы русского семейства в Сибири. Познакомиться со всеми материалами можно будет онлайн на сайте ИАЭТ СО РАН.

Первая часть коллекции, над которой работает команда проекта, — это одежда разных групп русских и других восточнославянских народов в Сибири, например, чалдонов, кержаков, поляков, семейских и других. Все эти названия характеризуют довольно устойчивые группы местного населения, ядро которых приезжало в Сибирь в определенные исторические периоды. Какое-то время люди селились и обустраивали хозяйство вместе, образуя «чалдонские», «кержацкие» или, например, «поляцкие» улицы, «края» или даже самостоятельные деревни. Как отмечает научный руководитель проекта доктор исторических наук Елена Фёдоровна Фурсова, «традиции костюма, носимая обувь и головные уборы, особенно женские, предпочитаемые сочетания цветов, мотивы вышивок, наличие и разнообразие украшений или, напротив, запрет на лишнее украшательство были одним из способов разделения “своих” и “чужих”. Сохранение обычаев в крое и декорировании одежды позволяли длительное время сохранять связь с исходной территорией — тем регионом Российской империи, откуда восточнославянские переселенцы в разные эпохи прибывали в Сибирь». 

В собрании музея сегодня в основном праздничная одежда. Отношение к ней было особенное: само производство праздничного костюма являлось весьма долгим и дорогим. Шить яркое подвенечное платье или «парочку», то есть комплект из кофты и юбки или рубахи и сарафана из одной ткани, девочки начинали еще в подростковом возрасте. Вышитая по груди и манжетам рубаха, нарядные штаны-«порты» и пояс с кистями и «со словесами», то есть вытканной надписью-благопожеланием, были традиционным подарком невесты жениху. Молодые парни стремились заработать, чтобы купить на ярмарке сапоги, лучше всего хромовые, и модный картуз, а на зиму заказать у пимоката цветные валенки. Особенно нарядно одевались не только невесты, но и молодые женщины в первые годы замужней жизни. Предметом их заботы был сложно устроенный головной убор, состоящий из платка, кокошника или кички и позатыльника — элементов, позволяющих вместе полностью укрыть от посторонних глаз волосы замужней женщины. Не ходили простоволосыми и взрослые мужчины, а в культуре сохранялось множество представлений о сакральной силе, связанной с волосами, — отголосков языческих верований наших предков. 

Праздничную одежду, украшения и обувь надевали редко, костюмы старались не стирать, чтобы не поблекли цвета. Для информантов, с которыми этнографам удалось пообщаться в 1960—1990-е годы, хранимые в семье вещи были памятью о родителях, бабушках и дедушках. Во многом благодаря этому удивительные комплекты сохранились до наших дней и скоро предстанут всем желающим в новом современном формате.

Пресс-служба ИАЭТ СО РАН