Под эгидой Общественной палаты Российской Федерации прошли слушания, посвященные итогам Большой научной экспедиции СО РАН и ПАО «ГМК Норникель» по исследованию биоразнообразия во всех регионах производственной активности компании.
Площадкой слушаний стал павильон «Заповедное посольство» в московском парке «Зарядье». Руководитель экспедиции, председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Николаевич Пармон во вступительном слове отметил важность проекта как, прежде всего, успешного примера взаимовыгодного сотрудничества академической науки и крупного бизнеса. «Мы надеемся, что российская промышленность будет развиваться и дальше, — сказал ученый. — Это, в том числе, добыча нефти и газа, разработка минеральных месторождений. Но вмешательство человека в природу влечет и положительные, и негативные последствия. Для того чтобы дать объективную научную оценку этим воздействиям, нужны комплексные исследования. Сибирское отделение РАН и “Норникель” сотрудничают на этом поле с 2020 года, и за это время мы научились доверять друг другу».
С основным докладом выступил научный руководитель экспедиции, директор Института систематики и экологии животных СО РАН член-корреспондент РАН Виктор Вячеславович Глупов. Он, а затем заведующий лабораторией экспериментальной гидроэкологии Института биофизики СО РАН (в составе ФИЦ КНЦ СО РАН) член-корреспондент РАН Михаил Иванович Гладышев, в сжатом виде изложили сведения, ранее оглашавшиеся на круглом столе в Красноярске.
Спецификой слушаний стало участие экспертов из федеральных ведомств России, а также Франции и ЮАР. В числе обсуждаемых вопросов были, прежде всего, новые подходы, опробованные в экспедиции. Это анализ экосистемной митохондриальной ДНК (эДНК), интегральный показатель состояния экосистемы (ИПСЭ) и метод ключевых групп для его расчета. Также в ходе обсуждения Виктор Глупов предложил для ликвидации нарушений и реабилитации территорий с накопленным экологическим ущербом использовать местные ресурсы. Например, на Таймыре известняки Мокулаевского и Каларгонского месторождений могут применяться для нейтрализации закисления почв и снижения подвижности тяжелых металлов, а уголь с законсервированного много лет назад Кайерканского разреза можно использовать как сорбент.
«Материал в итоге собран колоссальный, — подытожил В. В. Глупов. — Исследования помогли нам получить действительно интересный научный результат, который можно будет внедрить в практику бережного природопользования и охраны природы в зоне деятельности крупных промышленных предприятий, таких как “Норникель”. Наблюдения необходимо продолжать, потому что арктическая экосистема очень большая и медленно развивается по принципу волн. Для того чтобы засечь эти волны, нужны длительные и масштабные по охвату научные исследования».
«Результаты у нас потрясающие, — подчеркнул вице-президент по федеральным и региональным программам “Норникеля” Андрей Михайлович Грачёв. — Ученые дают рекомендации, которые ложатся в основу наших экологических программ. Это великое дело… Мы слышим, мы знаем, мы используем то, что говорят ученые. И с этой точки зрения фундаментальная наука в компании “Норильский никель” — всерьез и надолго».
«У академической науки, у Сибирского отделения нет будущего без взаимодействия с крупными (и не только) компаниями, — обобщил академик В. Н. Пармон. — Таков тренд всего развития России, и наши инициативы, наши практики реализуются в рамках этого тренда».
«Наука в Сибири»