Российские ученые нашли на Алтае новый вид ископаемых мшанок

Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН и Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН (Москва) обнаружили новый вид ископаемых мшанок в Прителецкой части Горного Алтая, западнее северной части Телецкого озера. Возраст пород, где найдены эти водные, преимущественно морские колониальные животные типа щупальцевых, составляет 458,4—453 млн лет.

Новый вид мшанок получил название в честь места находки — Dianulites altaicus — и относится к роду Dianulites Eichwald. Сохранность палеонтологических остатков позволила не только выделить новый таксон мшанок, но и выявить некоторые биотические характеристики среды его обитания: в колониях зафиксированы прижизненные повреждения, нанесенные организмами, жившими по соседству с колониями мшанок.

Мшанки Dianulites altaicus с прижизненными повреждениями, вызванными посторонними организмами: а, в — продольный срез колоний с повреждением, б, г — тангенциальный срез колоний. Размер линеек: а—в — 2 мм, г — 1 мм

Найденные на Алтае остатки мшанок сибирские ученые передали в Москву, в ПИН РАН для изготовления шлифов и подробного исследования. В ходе работ эксперты сравнили ископаемых «алтайского» вида с более древними образцами рода Dianulites Eichwald из отложений нижнего и среднего ордовика архипелага Новая Земля и острова Вайгач (Российская Арктика).

Ранее часть мшанок из этой арктической коллекции относили к виду D. janischevskyi Modzalevskaya. После всестороннего изучения специалисты уверены: некоторые «арктические» образцы на самом деле принадлежат к «алтайскому» виду. Таким образом, мшанки Dianulites altaicus обитали не только в ордовикском море на территории Алтая, но и в арктических палеоморях, а, возможно, и в палеозойских палеоакваториях на территории Китая.

В дальнейшем специалисты намерены продолжить изучение древних мшанок как на юге Сибири, так и в Арктических районах страны, для чего уже в этом году запланированы новые геологические экспедиции.

Работа выполнена при поддержке грантов РФФИ № 18-05-00245 A и № 18-04-01046 A.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН