По словам академика Вадима Марковича Говоруна (Институт биоорганической химии РАН), риск осложнений при трансплантации фекальной микробиоты составляет менее 0,001 %. Однако необходимо тщательно контролировать метагеном донорского материала и оценивать иммунный статус пациента.
Такую процедуру, как трансплантацию фекальной микробиоты (ТФМ), применяют в случаях тяжелых нарушений кишечного микробиома — например при псевдомембранозном колите, который возникает в результате долгой терапии мощными антибиотиками. Однако недавно в США после такой операции впервые скончался пациент — его ослабленный иммунитет не справился с устойчивыми к антибиотикам бактериями, доставшимися ему с новой микрофлорой. Заражение получил также другой человек, которому пересадили материал от инфицированного донора. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США FDA потребовало временно остановить все эксперименты с пересадкой кишечной микробиоты до выяснения причин.
В ходе расследования выяснилось: в обоих случаях пациенты вместе с кишечной флорой доноров получили штамм кишечной палочки, производящий бета-лактамазу широкого спектра действия. Этот фермент разрушает антибиотики не только пенициллинового ряда, но и препараты следующего поколения — цефалоспорины. Кроме того, свою роль сыграл ослабленный иммунитет пациента.
«В Российской Федерации смертельные осложнения после удаления аппендицита составляют 1,5 %. Несмотря на то, что такие операции проводятся уже очень давно, год от года эту цифру никак не удаётся преодолеть. Если же посчитать все опубликованные протоколы по трансплантации кала, то риск развития осложнений, включая летальный исход, — менее 0,001 %», — рассказал руководитель лаборатории протеомики Института биоорганической химии им. ак. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН (Москва) академик Вадим Маркович Говорун в ходе своего пленарного доклада в Новосибирске на
мультиконференции «Биотехнология — медицине будущего».
По словам учёного, эту операцию ни в коем случае нельзя запрещать, поскольку в некоторых случаях, например при острых лейкозах, когда иммунная система организма не может справиться с сепсисом, а антибиотики уже не работают, ТФМ является практически безальтернативным способом спасения пациента. Однако необходимы тщательный контроль метагенома донорского материала и оценка иммунного статуса реципиента.
«То есть это вопрос контекста. С одной стороны, если мы делаем какую-то процедуру, увлекшись ею безмерно, то можем навредить. С другой стороны, если мы детально разбираем все риски, которые существуют у пациента и приближаемся к пониманию патогенеза, мы имеем очень большие шансы помочь человеку», — сказал исследователь.
«Наука в Сибири»