Сибирские учёные: духи-покровители предпочитают одежду власти

 
Для многих народов Севера духи-покровители — это не просто красивая традиция, но и актуальная современность. Они живут рядом с человеком, влияют на его жизнь, поэтому и относиться к ним нужно c соответствующим уважением, и одевать хорошо. Учёные ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН установили, что северные ханты предпочитают облачать своих духов-покровителей в мундиры XVIII–XIX вв.
 
Источниками для этого исследования послужили материалы этнографических экспедиций, проведенных в 2005–2010 годах в нескольких районах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также экспонаты из фонда Музея природы и человека (г. Ханты-Мансийск). 
 
«На святилищах северных хантов фиксируется плечевая одежда, отличающаяся покроем и украшениями от традиционной. Она представлена двумя типами. К первому отнесена одежда форменного образца, ко второму — та, что ее имитирует», — отмечает научный сотрудник Института проблем освоения Севера СО РАН кандидат исторических наук Аксана Александровна Богордаева в Вестнике археологии, антропологии и этнографии (2017. № 4 (39) 135).
 
Халат духа-покровителя северных хантов, д. Тильтим, Шурышкарский р-н Ямало-Ненецкого автономного округа, 2005 г. Фото А.Богордаевой
 
Исследователи провели сравнительно-исторический анализ облачений духов-покровителей с существовавшими в прошлом военной и гражданской униформами, и установили, что одежда идолов наиболее близка к сюртукам, широко применявшимся во второй половине XIX — начале XX веков в качестве верхнего и дорожного костюма различного рода чиновников и служащих. 
 
Ханты если не находили настоящие сюртуки, то имитировали их по форме, крою. Особо важными отличительными чертами такой одежды являлись металлические полусферические пуговицы, которые нашивались в ряд по каждому борту.  Часто на таких пуговицах имелась профессиональная или государственная эмблема. 
 
«Если этот знак соотносился с традиционной символикой хантов, то такие пуговицы наделялись более высоким статусом; по возможности их выменивали, покупали и использовали для украшения одеяний фигурок духов-покровителей», — отмечает исследовательница.
 
По мере того как одежда духов «изнашивается», её заменяют новой, мастера выкидывают истлевшие сюртуки, но  по возможности имитируют их из подручных средств, стараясь сохранить характерные признаки.
По мнению учёных, облачение духов-покровителей в «форму» и применение атрибутов власти должно подчеркнуть их высокий социальный статус.
 
Новость подготовлена по материалам статьи А. Богордаевой «Атрибутика власти в плечевой одежде духов-покровителей северных хантов в XX – начале XXI веков». Вестник Археологии, антропологии и этнографии. 2017. № 4 (39) 135.
 
«Наука в Сибири»