Появление никелид титановых имплантатов стало революционным шагом в хирургии. Несмотря на искусственный синтез, они оказались во много раз лучше изделий из биологических материалов, а также других имплантатов на металлической основе. Международный коллектив исследователей из России и Южной Кореи, при участии ученых ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН», сделал обзор последних достижений в области использования этого сплава с памятью формы. Отмечается, что за последние несколько лет сибирские ученые запатентовали более ста способов применения никелида титана в медицинской практике.
За последние годы ученые из нескольких сибирских городов, в том числе из ФИЦ КНЦ СО РАН, зарегистрировали более 60 патентов по созданию различных изделий на основе этого материала. Особенность имплантатов из никелида титана в том, что их форма может быть практически любой, она учитывает индивидуальные особенности пациентов. Сибирские медики предлагают использовать данный материал в стоматологии, травматологии, остеопластике, челюстной и сосудистой, реконструктивной, косметической хирургии, для устранения врожденных расщелин, грыж передней брюшной стенки и многого другого. Ограничений в хирургическом использовании этого материала нет, как нет и физических стеснений в жизни пациентов с такими имплантатами.
Изделия из материала с памятью формы
«Материал может взаимодействовать с разными биологическими тканями. Из него изготавливаются имплантаты разной структуры: монолитные, пористые, тканевые или сетчатые. По мере необходимости три последних можно проращивать органотипичными тканями. Это делает хирургию наиболее эффективной», — поясняет ведущий научный сотрудник Института медицинских проблем Севера ФИЦ КНЦ СО РАН профессор, доктор медицинских наук Андрей Анатольевич Радкевич.
В одном из последних патентов ученые из Томска и Красноярска предложили новый способ по применению изделий из материала с памятью формы. Он должен облегчить лечение больных с несращениями и ложными суставами длинных трубчатых костей. В таких случаях у пациентов нарушается непрерывность кости и возникает подвижность на тех участках, где ее быть не должно. Это приводит к анатомическим и функциональным нарушениям, к примеру — к недостаточности кровообращения в конечности, рубцеванию мягких тканей, ограничению подвижности, деформации или укорочению поврежденной кости.
Такая проблема возникает примерно в каждом десятом случае при переломах трубчатых костей. Способы костной пластики для устранения этого дефекта, которые применялись ранее, были недостаточно результативны. Ученые предложили использовать для этих целей пористые проницаемые имплантаты, в том числе в гранулированном виде, фиксирующие конструкции, а также сетчатые имплантаты, изготовленные из никелида титана. Исследователи отмечают, что совершенствование способа лечения за счет использования материалов с памятью формы значительно повысит эффективность реабилитации.
Исключительные свойства делают материалы с памятью формы перспективными для использования в различных отраслях медицины. Их применение зависит непосредственно от целей и задач проводимых реабилитационных мероприятий, в соответствии с которыми материалы из никелида титана могут трансформироваться под нужды хирургов и пациентов.
Группа научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН