Красноярские ученые проводят с озерным планктоном еще один любопытный эксперимент. Недавно они облучали покоящиеся яйца ветвистоусых рачков (Moina macrocopa) радиацией, чтобы посмотреть ее влияние на их выживаемость, а теперь посмотрели, какое действие оказывает на размножение дафний (Daphnia longispina) музыка, обладающая разным ритмом.
«В целом, известны работы о том, как реагируют на классическую музыку, например, коровы или цыплята. Считается, что прослушивание таких композиций оказывает релаксирующий эффект на животных, — комментирует один из руководителей и идеологов исследования кандидат биологических наук Егор Сергеевич Задереев. — Мы решили посмотреть, как тот или иной набор звуков действует на дафний».
Строго говоря, назвать музыкой записи, которые включали ученые, достаточно сложно. По словам Егора Задереева, это было барабанное соло с разным ритмом. «Мы взяли три группы дафний, одна из которых была контрольная, по 50 особей в каждой, — рассказывает исследователь, — поместили их в воду и на несколько минут поставили в специальные безэховые мини-камеры, созданные нашими техниками. Звук шел из специальных динамиков, периодически ритм меняли». Ученые выяснили, что медленный ритм музыки заставляет дафний спариваться и размножаться активнее, тогда как быстрый, напротив, снижает мотивацию к размножению.
Во втором эксперименте биофизики включали ту же самую музыку на 15 минут с перерывами в несколько часов в течение трех дней. В этом случае результаты получились не настолько однозначные: дафнии, слушавшие медленный ритм, сначала, действительно, начали интенсивно спариваться, однако затем эта группа становилась вялой и неактивной, в отличие от другой, которой предлагали быстрый ритм. Вторые размножались медленнее контрольных организмов, но делали это достаточно стабильно.
«Мы пока не знаем, будет ли у этих исследований практический выход, — рассуждает Егор Задереев. — Многие виды планктонных ракообразных являются ценным кормом для рыб. Скорее всего, на следующем этапе мы попробуем использовать музыкальную стимуляцию спаривания для создания полупромышленных культиваторов по выращиванию рачков. С другой стороны, ученые недавно расшифровали геном дафний. Выяснилось, что с одной стороны у них больше генов, чем у человека, и вообще, чем у всех остальных животных. С другой стороны, эти рачки оказались
генетически ближе к человеку, чем многие другие беспозвоночные. Учитывая факт генетической близости, было бы интересно проверить, наблюдаются ли эффекты, схожие с обнаруженными нами у рачков, и у людей. Но, к сожалению, исследования человека, не входят в область направлений фундаментальных исследований нашего института. Возможно, создание
Федерального исследовательского центра в Красноярске позволит консолидировать ресурсы и начать работы и в этом направлении».
«Наука в Сибири»
P.S. С первым апреля, друзья!