Сибирские учёные расширяют границы страны

 
В настоящее время Россия завершает подготовку заявки в ООН о расширении границ принадлежащего ей континентального шельфа в Арктическом океане. Научное подтверждение обоснованности этих притязаний предоставят специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН.
 
«Геологические проблемы в Арктике очень тесно переплетаются с геополитическими», — утверждает директор института академик Михаил Иванович Эпов. В первый раз такая заявка была подана в начале двухтысячных, но комиссия при ООН её отклонила. БОльшая часть претензий состояла в том, что геолого-геофизический  характер морского дна не был достаточно изучен. В связи с этим последние 10-12 лет под руководством Федерального агентства по недропользованию «Роснедра» несколько научных организаций России, в том числе Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука, занимались решением этой проблемы.
 
Территория, на которую претендует Российская Федерация, состоит не из шельфа (в его геологическом понимании), а из континентальных склонов и океанских морских хребтов. Но в Международном праве есть пункты и нюансы, по которым такое расширение границ страны возможно. Россия не одинока в своих претензиях. В настоящее время подобные заявки готовят Канада и Дания. 
 
В качестве этапа этой работы новосибирские учёные участвуют в большом международном проекте — создании «Тектонической карты арктического региона», которая будет охватывать всю территорию полярного круга. В феврале 2014 года черновой вариант этого труда был представлен на Генеральной Ассамблее по международным геологическим картам в Париже.
 
«Мы пытаемся восстановить историю формирования Арктического океана, смотрим, какими блоками сложено его дно, и доказываем, что часть из них — континентальные (что необходимо для подтверждения российских притязаний), — рассказывает член-корреспондент РАН Валерий Арнольдович Верниковский.  — В позапрошлом году мы провели бурение на хребте Менделеева и подняли керны с глубины более 2,5 тыс. метров. Возраст этих образцов  оказался более 460-470 млн. лет (раньше считалось, что они намного моложе), то есть это — достаточно древние ранние палеозойские породы, что также подтверждает нашу концепцию для заявки в ООН».
 
 
Фото: Андрей Соболевский