Исследователи ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» изучили, как артемизинин — вещество, выделяемое из полыни сладкой — влияет на гельминтов Opisthorchis felineus, которые особенно распространены на территории Сибири и служат причиной опасного заболевания описторхоза. В планах специалистов — создание лекарственных препаратов на основе этого растительного сырья. Результаты работы опубликованы в Acta Tropica.
Впервые артемизинин из полыни выделили китайские ученые и доказали его антималярийные свойства — это открытие в 2015 году было отмечено Нобелевской премией. Дальнейшие его исследования показали, что полусинтетические производные артемизинина подавляют жизнедеятельность родственных гельминтов Opisthorchis viverrini и Clonorchis sinensis — паразитов человека и животных. Специалисты ИЦиГ СО РАН решили проверить, насколько это свойство проявляется в отношении сибирского возбудителя описторхоза. «Мы испытывали прямое действие трех различных производных артемизинина на описторхов двух стадий развития: инвазионные личинки — метацеркарии и взрослые черви — мариты. Все три вещества (артесунат, артеметер, дигидроартемизинин) показали высокую антигельминтную эффективность, по отдельным показателям они были даже лучше празиквантела, единственного лекарства, используемого для лечения описторхоза, но не всегда 100 % эффективного и безопасного», — рассказал младший научный сотрудник лаборатории молекулярных механизмов патологических процессов ИЦиГ СО РАН кандидат биологических наук Денис Васильевич Пономарев. Кроме того, артемизинины могут проявлять себя как антиоксиданты и гепатопротекторы, защищая печень и другие органы от последствий паразитарной инфекции.
Эти результаты открывают новые горизонты для дальнейших исследований, считают ученые. «Например, можно попытаться усилить или пролонгировать действие артемизининов. Первые успехи в этом направлении получены совместно с коллегами из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН при создании комплексов одного из производных артемизинина с динатриевой солью глицирризиновой кислоты. Кроме того, важно изучить совместное использование производных артемизинина с празиквантелом. Они обладают разными механизмами действия, а значит и точками приложения, и их сочетание может оказаться более эффективным, даже при низких дозах каждого, чем при их раздельном индивидуальном применении», — отметила ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярных механизмов патологических процессов ИЦиГ СО РАН доктор биологических наук Дамира Фуатовна Августинович.
Изучение эффективности производных артемизинина in vitro были первым этапом исследований в рамках проекта, поддержанного Российским Научным Фондом и правительством Новосибирской области (грант № 23-25-10093). Он посвящен комплексной оценке противоописторхозных свойств производных артемизинина.
Пресс-служба ИЦиГ СО РАН