Академики Валерий Анатольевич Крюков (Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН) и Николай Петрович Похиленко (Институт геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН) приняли участие в обсуждении вопросов, связанных с развитием минерально-сырьевой базы РФ.
«Речь должна идти не только о нацеленности на получение продукции, как правило, первоначальных переделов, а о необходимости роста социальной ценности природно-ресурсного потенциала, минерально-сырьевых ресурсов, которыми располагает наша страна, — акцентировал Валерий Крюков. — В основе должны лежать проекты полного цикла, но не такие, как они понимаются, например, в машиностроении или обрабатывающей промышленности, а в контексте системы недропользования. В этой системе научно-экспертное сообщество обязано не только отвечать за получение знаний, но и участвовать в процессе принятия проектных решений и их последующем мониторинге».
В качестве одной из проблем существующей системы добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов академик Крюков назвал действия в парадигме индустриального развития. «Это означает, что есть крупные компании и крупные объекты, колоссальная экономия за счет масштаба и сверхприбыль, — прокомментировал ученый. — Идет доминирование корпоративного и отраслевого начала и сохраняется колоссальная роль природно-ресурсного сектора в решении финансово-бюджетных и внешнеполитических проблем страны».
По мнению экономиста, следует обратить особое внимание на социальную ценность проектов освоения минерально-ресурсной базы страны, то есть на всю цепочку сложных связей, не только от изучения до переработки. Надо принимать во внимание и тот заказ, который может получать наука, социальная сфера, отрасль подготовки кадров в связи с реализацией тех или иных работ по исследованию и использованию разных видов полезных ископаемых.
Валерий Крюков назвал важнейшие элементы государственных систем регулирования: «Это принципы доступа к участкам недр; комплекс научно-технических условий изучения и освоения участков недр; система мониторинга исполнения условий, включая научно-технические, плюс национальная система хранения данных и доступа к ним; наличие комплексных межотраслевых органов государственного регулирования (ни одно из наших министерств эту функцию не выполняет). Освоение ресурсов и реализация социальных ценностей — это комплексная задача», — подчеркнул академик.
Он также перечислил роли каждого участника процесса формирования социальных ценностей. Задача крупных компаний — быть системными интеграторами, используя передовые общераспространенные технологии, прямо участвовать в наиболее капиталоемкой и технически апробированной части проекта. Наукоемкие производственно-сервисные компании должны выступать лидерами процессов формирования и применения современных прикладных знаний и технологий, учитывающих особенности конкретных минерально-сырьевых ресурсов и объектов их локализации. Роль государства — в создании и поддержании условий развития адекватной организационно-экономической среды, направленной на получение синергетических эффектов, а также определение и продвижение приоритетов научно-технической политики на всех стадиях процесса изучения, освоения и использования МСР.
Перед научно-экспертным сообществом также стоит ряд очень важных задач. «Это расширение рамок и границ применения гражданско-правовых отношений в недропользовании; создание в макрорегионах правомочных и полномочных межотраслевых представительств федеральных органов власти, осуществляющих процесс предоставления и мониторинга прав пользования недрами; развитие сети центров хранения и доступа к данным, включая информацию о проведенных ранее работах по изучению, поискам и разведке МСР; формирование системы становления и развития венчурных и юниорных компаний, осуществляющих поиск, разведку и разработку на условиях риска; содействие формированию внутреннего спроса на МСР, стимулирование создания консорциумов и объединений компаний-недропользователей», — сказал Валерий Крюков.
Кроме того, необходимо участие научно-экспертного сообщества не только в обсуждении, но и в мониторинге хода реализации проектов (и здесь ведущая роль, по мнению академика Крюкова, должна быть у РАН). Также ученые должны способствовать повышению роли и значения знаний и навыков, имеющих специализированный характер, а также человеческого капитала (людей с их профессиональными компетенциями и пониманием конкретных условий). «Значимо и содействие становлению и развитию современной организационно-экономической модели реализации проектов на основе кооперации, интеграции, сотрудничества и партнерства (в отличие от сохраняющейся унитарной модели), ориентация не только на прибыль, но и на социальную ценность проектов полного цикла», — завершил Валерий Анатольевич.
Академик Николай Похиленко напомнил о состоянии и проблемах развития сырьевой базы, в основном на территории Сибири, где главная сложность — это сокращение и исчерпание банка поисковых заделов, потому что работы такого плана последовательно сокращались, начиная с 1990-х. В частности, он привел пример алмазов: если не найти новых месторождений, то уже к 2035 году добыча этого вида сырья составит примерно 1/5 от того, что есть сейчас. «Есть ли возможность найти новые месторождения? Есть, — уверен Николай Петрович. — За шесть лет работ с участием академических институтов на территории Сибирской платформы были выделены 11 площадей, перспективных на выявление новых полей алмазоносных кимберлитов. Надо ставить дальнейшие работы, и Академия наук может в них активно участвовать». Также академик Похиленко подчеркнул, что необходимо развивать Лено-Хатангский район нашей страны — там есть и уникальные месторождения Томтор (редкоземельные элементы) и Попигай (импактные алмазы), а также территории с признаками наличия алмазов. «Еще одна проблема в нашей отрасли — это кадры, — сообщил Николай Петрович. — Поэтому, исходя из всего вышесказанного, очевидна необходимость государственного регулирования процессов развития минерально-сырьевой базы в связке с развитием высокотехнологичной промышленности».
«Наука в Сибири»