Некоторые представления о ранней истории Новосибирска построены на разных мифах и легендах. Как правило, это возникает из-за неверной трактовки исторических фактов или недостаточной степени их изученности. Один из таких вымыслов — «миф о военных топографах» — комментирует старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН кандидат исторических наук Сергей Константинович Канн.
Речь идет о том, что еще до Западно-Сибирских изысканий 1891 года военные топографы изучили Обь и нашли сужение реки, удобное для проведения Транссибирской магистрали. Сторонники этой теории утверждают: существует карта (так называемая «карта военных топографов»), датируемая 1890 годом, где представителями военного ведомства уже намечен мостовой переход в районе села Кривощёково (Новосибирск). Изыскания партии Гарина-Михайловского относятся к 1891 году, получается, ей отводится второстепенная роль в работах.
Сергею Канну найти «карту военных топографов», упоминания о которой историк время от времени встречал в различных трудах, не удалось. Зато известно, что к 1891 году инженеры путей сообщения, занимавшиеся проектированием магистрали в районе Оби, располагали очень скудной информацией о местности. Существует 10-ти вёрстная карта Западно-Сибирского военно-топографического отдела, выпущенная на 130 листах. Ею и пользовались изыскатели Великого Сибирского пути. Но даже на карте такого масштаба есть ошибки, поэтому инженерам приходилось на ходу искать и исправлять их.
Если «карта военных топографов» все же существует (хотя исследователю она неизвестна и ссылок на нее нет), кто ее создал? Надо отметить, в царской России существовала очень четкая ведомственная субординация, как горизонтальная, так и вертикальная. Если за министерством был закреплен определенный круг дел, оно занималось только ими. То есть, получается, представители военного ведомства не могли работать над проектированием железной дороги.
По словам ученого, легенда о военных топографах, скорее всего, возникла так: любая карта наносилась на типографскую основу, внизу которой гравировалась дата. Вероятно, план перехода был нанесен на картографическую основу 1890-го года. Исходя из этого, мог быть сделан ошибочный вывод, что карта относится к 1890-му, а место мостового перехода было намечено до изысканий партии Гарина-Михайловского.
«Были случаи, когда возникали простые опечатки — вместо 1896 года писали 1860, так же члены географических обществ при обсуждении могли отмечать что-то на имевшихся тогда картах 1870-1880-х гг. Тут нужно смотреть — напечатана ли линия дороги в типографии, или ее нарисовали в более позднее время пером», — говорит Сергей Константинович.
Так как материал для исследования находится в Российском государственном историческом архиве, в Санкт-Петербурге, есть некоторые сложности с изучением документов. Возможно, ситуация изменится, когда архивы оцифруют.
«Вокруг истории Новониколаевска сложилось немало легенд. Многие краеведы говорят, что без таких выдумок город существовать не может. Возможно, так интереснее жить, но гипотезы всегда должны подкрепляться наукой», — подытоживает историк.
«Наука в Сибири»