Скорость откачки газа из плазменных ловушек открытого типа может быть уменьшена в 100 раз

В Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН на базе газодинамической ловушки создается прототип мощного нейтронного источника. Исследователям удалось улучшить его характеристики и снизить потенциальную стоимость, установив, что плотность неизбежно нарабатывающегося нейтрального газа, охлаждающего плазму, может быть в сто раз выше, чем считалось раньше.

«Параметры нейтронного источника должны быть оптимизированы с точки зрения энергоэффективности, стоимости и сроков изготовления. Для источника нашей версии считалось, что скорость откачки нейтрального газа должна достигать десяти миллионов литров в секунду. Это существенная величина, значимым образом влияющая на стоимость всей установки. В результате проведения экспериментов на газодинамической ловушке мы установили, что плотность газа может быть в сто раз больше, а, соответственно, скорость откачки — в сто раз меньше», — отметил заместитель директора ИЯФ СО РАН доктор физико-математических наук Александр Александрович Иванов.

Нейтронный источник может использоваться в области термоядерного и ядерного материаловедения, для реализации ряда технологий ядерной энергетики, включая управление подкритическими реакторами деления, трансмутацию радиоактивных отходов.