Специалисты ИНГГ СО РАН протестировали методику обнаружения трещин в конструкциях зданий

В этом полевом сезоне сотрудники лаборатории динамических проблем сейсмики и лаборатории геоэлектрики Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН работали на севере Красноярского края. Ученые провели серию измерений на сваях железнодорожных мостов и на конструкциях технических сооружений. Для сбора данных исследователи использовали сейсмические регистраторы, датчики-геофоны и специализированное программное обеспечение.

Геофизики детально изучили сваи, на которых стоят мосты и здания. Для каждой был определен характер ее закрепления в грунте — с опорой на жесткое основание (скальные грунты, мерзлые породы) или с опорой на талые суглинки.

На некоторых объектах специалисты выявили признаки потери устойчивости свай. В этом случае воздействие микросейсм порождает в них собственные колебания, которые по частотам отличаются для нормальных и «проблемных» свай.

«Так частоты собственных колебаний позволяют определить висячее положение сваи и уменьшение несущей способности грунтов под ней вследствие оттаивания многолетнемерзлых пород», — говорит старший научный сотрудник лаборатории динамических проблем сейсмики ИНГГ СО РАН кандидат технических наук Константин Федин.

При этом ученые могут не только определить длину свай и их устойчивость, но и примерно указать время, когда можно ожидать появление трещин в расположенных на них зданиях. Для этого нужно создать математическую модель моста или сооружения и произвести необходимые расчеты.

На «проблемные» объекты ученые рекомендуют устанавливать датчики предупреждения о чрезвычайной ситуации — при изменении частот собственных колебаний сооружения устройство отправит ответственному лицу СМС с уведомлением.

В ближайшем будущем в ИНГГ СО РАН планируют разработать собственную модель датчика со своим же программным обеспечением.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН