Ученые НИИ онкологии Томского национального исследовательского медицинского центра описали способность опухолевых клеток молочной железы мигрировать в виде различных структур, и теперь ищут причины, запускающие клеточное движение. В перспективе исследование может помочь предотвратить метастазы у пациентов.
Двенадцать лет назад специалисты Томского НИИ онкологии под руководством профессора Владимира Михайловича Перельмутера впервые в мире детально описали различные морфологические структуры при раке молочной железы, представляющие специфические пространственные образования их опухолевых клеток. Всего было охарактеризовано пять типов структур: тубулярные (напоминают трубки), альвеолярные (шарообразные), солидные (бесформенные массы больших размеров), трабекулярные (ряды) и дискретные (одиночные клетки и скопления от 2 до 5 клеток).
«Раньше эти структуры описывали как случайное явление, а процесс их формирования и влияние на течение заболевания не изучались. Мы установили, что наличие той или иной структуры связано с прогнозом недуга. Например, если в опухоли много альвеолярных структур, она устойчива к химиотерапии, наблюдается высокая частота отдаленных метастазов, и прогноз неблагоприятный», — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории молекулярной онкологии и иммунологии НИИ онкологии Томского НИМЦ кандидат биологических наук Евгений Владимирович Денисов.
Возник вопрос: почему опухолевые клетки образуют разные структуры? Чтобы ответить на него, были проведены генетические исследования, основной задачей которых было понять, не запрограммирована ли в геноме опухолевых клеток их способность объединяться.
«Сложность в том, что все современные исследования проводятся на большом количестве клеток — на анализ берут несколько сотен тысяч, а структуры сами по себе маленькие: альвеолярная — это максимум 30 клеток, дискретная — не больше пяти, — продолжает Евгений Денисов. — Приходилось искать новые подходы, повышать чувствительность методов до уровня одиночных клеток, обращаться за помощью к коллегам в Гиссенский университет в Германии, где накоплен большой опыт проведения микроматричных исследований. Всё это заняло несколько лет».
Исследователи пришли к выводу, что морфологические структуры — это способы движения опухолевых клеток (опухолевой инвазии). Причем подвижными являются только солидные, трабекулярные и дискретные структуры. Тогда как тубулярные и альвеолярные оказались неспособными к движению. В виде разных структур опухолевые клетки могут мигрировать из места их образования в соседнюю здоровую ткань, сосуды, распространяться по крови, оседать в других органах, становясь причиной отдаленных метастазов.
«Еще лет пять назад американский исследователь Питер Фридл предсказывал и классифицировал возможные движения опухолевых клеток, но это было на уровне идеи. Мы впервые доказали, что разные формы скоплений клеток, то есть морфологические структуры, — это и есть варианты опухолевой инвазии», — говорит Евгений Денисов.
Он также пояснил, что результаты исследования открывают перспективы для понимания механизмов опухолевой инвазии. Сейчас группа в Томске изучает, почему опухолевая клетка начинает двигаться, кроме того, исследователи ищут возможные мутации в генах, которые к этому приводят. Если ученые узнают причину, можно будет разработать препарат, подавляющий способность раковой клетки к движению и предотвращающий возникновение метастазов, которые чаще всего становятся причиной смерти онкологических больных.
Портал ИНО Томск