Ученые объяснили, зачем стерхам дельтаплан

 

Михаил Копьев. Стерхи. Бумага, пастель.

Новостные ленты и разнообразные интернет-площадки обсуждают сообщение об участии президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в проекте, посвященном спасению журавлей. О том, зачем нужно было подниматься в салехардское небо на мотодельтаплане, рассказал заместитель директора по науке Института биологических проблем криолитозоны СО РАН доктор биологических наук Николай Иванович Гермогенов.
 
- Дело в том, что в Западной Сибири обитает западносибирская популяция стерха – редкого исчезающего вида мировой фауны. По самым оптимистичным подсчетам в ней насчитывается не более 18 особей. Реально же на зимовку на севере Ирана в последние годы прилетает всего несколько птиц.
 
Еще в 80-х годах эта популяция стерха состояла из 280 журавлей, и зимовали они в Индии (заповедник Кеоладео близ известного города Агра). Вскоре их численность стала стремительно падать и где-то лет 5-6 назад в заповеднике исчезла последняя птица, прилетавшая туда регулярно на зимовку.
 
Проект «Полет надежды» инициирован моими коллегами и партнерами по завершенному проекту  ЮНЕП/ GF/ 2712-03-4627 «Совершенствование сети охраняемых водно-болотных угодий, имеющих ключевое значение для стерха и других мигрирующих околоводных птиц в Азии» Программы ООН по Охране Окружающей Среды и Глобального Экологического Фонда (2003-2009 гг.). В нем участвовали Россия (Национальный координационный центр в г. Москва, Западносибирский и Якутский координационные центры), Китай, Казахстан и Иран. Этот проект почти полностью копирует работу США по сохранению американского белого журавля.
 
Насколько мне известно, внесены коррективы. Если раньше планировалось провести с помощью специального дельтаплана стаю молодых стерхов на зимовку в Иран, то сейчас – куда-то на юг Узбекистана, там в пограничной области обнаружена крупная, ранее не отмечаемая, зимовка водно-болотных птиц. Условия, вроде бы, подходят и стерху.
 
Проект дорогостоящий и участие в нем президента даст не только духовный стимул (с конца 1980 г. популяция, несмотря на усилия ученых и работников природоохранных  служб, снижает численность), но и материальный.
 
 
Фото: репродукция М. Копьева с red-bridge.info