Выступая с докладом на Общем собрании РАН, научный руководитель Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН академик Александр Михайлович Молдован отметил, что англицизмы не портят язык. Однако, по его словам, они вызывают у людей негативные эмоции тем, что отражают нечто чужеродное, и россияне переносят свою антипатию к инородным явлениям и предметам на язык.
«Мы живем в эпоху стремительных социальных, экономических и культурных перемен, которые заметным образом отражаются в языке и характере языковой жизни, — сказал Александр Молдован. — Как мы знаем из истории, в такие времена языковое творчество всегда активизируется. Вместе с этим возрастает негативный уровень языковой рефлексии. Например, сейчас все обращают внимание на такие явления, как употребление английской лексики и проникновение в литературный язык просторечных и жаргонных слов. Правомерно ли говорить в связи с этим об изменениях в самом языке?» — поставил вопрос исследователь.
Александр Молдован
Александр Молдован процитировал языковеда Павла Яковлевича Черных, акцентировав со ссылкой на него важный момент: такие слова (вроде «босс», «джип» и другие. — Прим. ред.) относятся к чуждой нам сфере, и в этом ключ к пониманию феномена, который часто называют порчей языка. Людям кажется, что язык деградирует и вот-вот погибнет. По словам А. М. Молдована, нужно понимать, что любые инновации для языка ― это не хорошо и не плохо, это естественный процесс, над которым никто из его носителей не властен. Язык идет за изменениями жизни и отражает их, подбирая адекватные способы выражения, приобретая новые краски и новые лексические средства. При этом существенные, прежние достижения тоже остаются и могут быть востребованы и использованы в любое время. «Люди, на самом деле, сердятся на неприятные для них явления современной жизни, чуждые взгляды, мораль, образ жизни и так далее, — объясняет А. М. Молдован. — Поскольку все они выражаются в соответствующих формах речи и способах говорения, людям кажется, что их раздражает сам язык, поэтому они переносят свою антипатию на него, делая его ответчиком за то, что им не нравится. На самом деле языковое поведение каждого из нас говорит только о нас самих, наших нравах и предпочтениях, язык здесь ни при чем». Академик отметил, что в современной жизни сосуществуют, с одной стороны, образцы прекрасной речи: простой, ясной, выразительной, а с другой стороны — косноязычие, пошлости, высокопарная или вульгарная речь. «Великий и могучий совершенно от этого не страдает», — подчеркнул Александр Молдован.
В своем докладе ученый рассказал, что общее количество носителей русского языка насчитывает 258 миллионов человек, и по этому параметру он занимает восьмое место в мире. Русский по-прежнему остается средством коммуникации в бывших республиках Советского Союза, а кроме того, является одним из шести рабочих языков ООН.
Важный и повышающий престиж русского языка проект, разработкой которого научное сообщество займется в ближайшее время, — Национальный словарный фонд. «Благодаря корпусным технологиям сегодня уже тривиальной стала фиксация появляющихся в языке новых слов и выражений, определение категории малоупотребимых, устаревающих слов, выявление и описание актуальных словообразовательных сентенций и других характеристик лексикона, поэтому сейчас речь идет о построении динамической модели словарной системы русского языка, — рассказал Александр Молдован. — Проект будет действовать онлайн и позволит не только отвечать на вопросы о значении и употреблении слов, их происхождении и эволюции, но и описывать динамику словообразовательных моделей, миграцию слов и многое другое». На днях эта идея была поддержана на заседании Президентского совета по русскому языку. «Это дает нам надежду на реализацию, — подчеркнул А. М. Молдован. — Если проект удастся, то станет ярким культурным и значимым событием для нашей страны, повышающим престиж русского языка и русской науки».
Юлия Позднякова
Фото автора