В альбоме «Старообрядческие иконы Бурятии», подготовленном сотрудниками Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) и Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, впервые представлены фотографии старообрядческих письменных и литых икон из храмовых и частных собраний Тарбагатайского и Хоринского районов Республики Бурятия, а также Улан-Удэ. Издание подготовлено в рамках празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума при поддержке Правительства Республики Бурятия.
Работы по исследованию икон, вошедших в издание, велись около двух лет. Над проектом работали ведущий научный сотрудник ИМБТ СО РАН доктор исторических наук Светлана Валерьевна Бураева и заведующая кафедрой теологии и религиоведения исторического факультета Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова доктор исторических наук Светлана Владимировна Васильева. Научным редактором выступил доктор исторических наук профессор Иркутского государственного университета Александр Валерьевич Костров.
«Фотосъемка икон проводилась во время наших экспедиционных выездов фотографом Павлом Анатольевичем Фёдоровым в 2018—2019 годах, — рассказывает Светлана Бураева. — Принципы, которыми мы руководствовались при отборе икон, — максимально показать сюжеты, тематику, стилистику, кроме того, имела значение степень сохранности». Исследователям приходилось преодолевать трудности, связанные с получением доступа к материалу, необходимостью договариваться о профессиональной съемке (ведь для этого владельцам икон нужно было снимать их с божницы, давать в руки чужому человеку и так далее). Затем требовалось верно определить все характеристики иконы, включающие правильное название, материалы и техники, особенности композиции и колорита, иконографии и стиля, и вытекающие из них датировки памятника (этот процесс называется атрибуцией). Для включения в альбом все иконы были систематизированы и сгруппированы в разделы, посвященные образам Господа, Богородицы, праздникам и святым, а также распятиям, складням и киотным композициям.
«Бытование старообрядческой иконописи и культового литья в Бурятии тесно связано с миграциями старообрядцев. Свидетельств о подобном производстве в нашем регионе пока обнаружено немного, но тем не менее оно имело место. С собой привозили иконы, складни, кресты — как из признанных центров старообрядческого иконотворчества (Поморья, Москвы, подмосковных Гуслиц, владимирских сел, Урала и других), так и из разных мест Сибири, где также создавались мастерские, изготавливающие церковные предметы по известным образцам Европейской России и Урала. При этом профессиональных икон в собраниях забайкальских старообрядцев подавляющее большинство. Среди письменных икон нам чаще встречались созданные на Урале и во владимирских селах (Холуй и других); среди литых — произведенные в Гуслицах и опять же в разных уральских мастерских», — говорит Светлана Бураева.
По словам исследовательницы, коллекции икон в Бурятии отражают не только коммуникации с разными центрами, развивающимися параллельно расселению русского населения на окраины Российской империи, но и свидетельствуют о наличии локального иконографического ряда, в котором проявлялась местная специфика, — в особенностях колористики, своеобразных сюжетах. «Однако для того чтобы делать серьезные выводы, необходим достаточно длительный (не менее трех лет) междисциплинарный и межрегиональный проект с привлечением специалистов по иконописи. Мы успели поработать только в нескольких районах, но очень надеемся на продолжение этих исследований и подготовку серьезной монографической работы», — отмечает Светлана Бураева.
«Наука в Сибири»
Фото предоставлены Светланой Бураевой