В ИНГГ СО РАН исследуют камчатский вулкан, который извергся впервые за 600 лет

Лаборант лаборатории сейсмической томографии ИНГГ СО РАН Надежда Беловежец изучает Вулкан Камбальный, расположенный на Южной Камчатке — самый южный вулкан региона. Долгое время он считался неактивным, однако в марте 2017 года неожиданно проснулся и выбросил большое количество пепла, который ветер отнес в сторону Тихого океана. Это могло создать опасность для пролетающих по воздушным трассам самолетов.

Чтобы изучить строение магматической системы под проснувшимся вулканом Камбальный, в 2018 году ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН и Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН установили сеть сейсмостанций. Теперь новосибирские геофизики обрабатывают полученные данные.

«С помощью метода сейсмической томографии на окружающем шуме мы можем исследовать строение Земли на совершенно разных глубинах, — говорит лаборант лаборатории сейсмической томографии ИНГГ СО РАН Надежда Николаевна Беловежец. — Несомненный плюс этого метода состоит в том, что нам не нужно ждать, пока случатся необходимые для традиционной сейсмической томографии землетрясения — всю информацию о строении недр “несет” в себе сейсмический шум».

Обрабатывая его, ученые получают групповые скорости поверхностных волн на различной частоте, формируя так называемую дисперсионную кривую. На ее основе специалисты могут провести томографическую инверсию и построить карты скоростей, что позволяет судить о строении изучаемого объекта.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН