В ИНГГ СО РАН продолжают изучать опасные промышленные отходы в хвостохранилищах

Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН провели натурные и лабораторные эксперименты, которые позволили им более подробно изучить процессы, происходящие в районах складирования вредных промышленных отходов.

Под руководством заведующей лабораторией геоэлектрохимии доктора геолого-минералогических наук Светланы Борисовны Бортниковой специалисты изучили гидрохимические и газовые аномалии на сульфидном хвостохранилище Талмовские Пески (Кемеровская область), вмещающем отходы цианирования. Исследователи определили, что в глубине отвала увеличивается количество водорастворимых форм металлов, а к верхним слоям, напротив, возрастает газогенерация сероуглерода и диметилсульфида. В результате активного взаимодействия отходов с водой и газами в реке Малой Талмовой, в русле которой расположено хвостохранилище, формируются контрастные гидрохимические аномалии с высокими концентрациями металлов.

Исследование старшего научного сотрудника лаборатории геоэлектрохимии кандидата геолого-минералогических наук Алексея Викторовича Еделева было посвящено оценке динамики взаимодействия вода—порода по подповерхностным и поверхностным проявлениям. Эти процессы были изучены на примере сульфидсодержащих отходов Салаирского горно-обогатительного комбината. Специалистам удалось определить изменения в геоэлектрическом строении сульфидсодержащих хвостохранилищ и в концентрациях токсичных газов в зависимости от колебаний условий окружающей среды: температуры и влажности грунта и воздуха. Ночью при максимальном перепаде температур (в воздухе 14,1 °С, а в грунте 20,8 °С) происходило увеличение концентрации всех измеренных газов. По словам ученых ИНГГ СО РАН, локальные аномалии с наибольшим изменением электросопротивления связаны с зонами наиболее активного выделения газа.

Также под руководством С.Б. Бортниковой были проведены натурные и лабораторные эксперименты по парогазовому переносу химических элементов в низкотемпературных условиях. Ученые исследовали элементный состав конденсатов, собранных на сульфидном отвале Урской (Кемеровская область). Выяснилось, что концентрации вредных элементов в конденсатах, собранных на отвале, существенно превышают фоновые значения. В конденсатах лабораторных экспериментов с веществом отвала были определены многие химические элементы, включая цирконий, цезий, уран, золото, таллий. Специалисты установили, что наиболее подвижными элементами при переносе в парогазовой фазе являются щелочные (литий, цезий, натрий, калий), щелочноземельные (кальций, стронций), халькофильные металлы (ртуть, цинк, медь) и металлоиды (мышьяк, сурьма, селен).

Изыскания ведущего научного сотрудника лаборатории геоэлектрохимии кандидата геолого-минералогических наук Наталии Викторовны Юркевич были посвящены гидрохимическим аномалиям в районе складирования сульфидных отходов золотодобычи (пос. Вершино-Дарасунский, Забайкальский край). Ученые исследовали состав поверхностных вод на территории хвостохранилища Дарасунского рудного узла. Специалисты установили, что высокие содержания пирита, арсенопирита, блеклых руд в отходах обуславливают присутствие в потоках рассеяния тяжелых, благородных металлов и мышьяка. В растворенной части поверхностных вод реки Дарасун ниже по течению после складированных отходов и фабрики обнаружен широкий спектр химических элементов, концентрации которых превышают фоновые и кларковые содержания: медь, цинк, кадмий, свинец, золото, серебро, таллий, бериллий.

Все эти работы помогут ученым находить наиболее опасные участки хвостохранилищ и выработать новые рекомендации по устранению токсичных отвалов.

Пресс-служба ИНГГ СО РАН