В Москве работает Общее собрание РАН

 
По плану оно должно было пройти в середине апреля, однако из-за эпидемии коронавирусной инфекции перенеслось на июнь и проходит в онлайн-формате. В программе — доклад президента РАН академика Александра Михайловича Сергеева «О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году». Участников Общего собрания РАН приветствовал министр науки и высшего образования РФ кандидат юридических наук Валерий Николаевич Фальков. 
 
Валерий Фальков отметил, что усилиями обеих сторон был налажен конструктивный и доверительный диалог его ведомства и РАН: «Определив наши отношения как партнерские, мы последовательно двигаемся и находим компромиссы по самым сложных вопросам, которые возникают в нашей повседневной деятельности, и тем, что касаются стратегического развития сектора исследований и разработок в России». 
 
В частности, в тесном взаимодействии была создана новая программа фундаментальных научных исследований на долгосрочный период на 2021—2030 годы. «Это принципиально важный документ, сейчас он проходит соответствующее обсуждение, и мы надеемся, в самое ближайшее время будет принят, — прокомментировал В. Фальков. — Это еще один программный документ, который наряду со Стратегией научно-технологического развития РФ определит перспективы нашего движения вперед. Была проделана кропотливая, большая, очень серьезная работа большого количества специалистов». 
 
Министр назвал еще один важный момент: благодаря в том числе и последовательной позиции президента и президиума РАН подготовлены правила предоставления субсидий на проведение крупных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития объемом до 100 миллионов рублей в год. По словам Валерия Фалькова, была сформирована вся необходимая нормативная база, чтобы эта программа президиума РАН состоялась, причем по ресурсным параметрам больше, чем в прошлом. Сейчас Академия совместно с Минобрнауки ведет работу по экспертизе и отбору проектов. «В рамках конкурса поступило больше 350 заявок от научных организаций и вузов по различным тематикам, — сказал В. Фальков. — Я надеюсь, что при экспертной поддержке РАН будут выявлены и определены поистине прорывные уникальные проекты, которые позволят нам сделать еще один шаг к тому, чтобы РФ была действительно научным лидером на долгосрочный период. Второй принципиально важный момент, который я хотел бы отметить, — кооперация, интеграция научных и образовательных организаций, этого нам удалось достигнуть в том числе и в рамках этого конкурса». 
 
Значительным аспектом взаимодействия РАН и министерства стало и решение задач комплексного обновления приборной базы ведущих научных организаций. В 2019 году средства были выделены 111 организациям, общий объем грантов превысил 4,3 миллиарда рублей. «Российские ученые должны работать на современном оборудовании, и последовательно мы идем к тому, чтобы это было сделано, — заявил Валерий Фальков. — Здесь важно оценивать динамику и целеполагание, в том числе качество сотрудничества всех заинтересованных сторон. Обращаю внимание, что в 2020 году дополнительным условием станет разработка каждой научной организацией, претендующей на получение гранта, программы обновления научного оборудования, которая должна быть согласована с РАН». 
 
Полным ходом в настоящий момент идет доработка и обсуждение новой большой программы, которая касается в равной степени сектора науки и высшего образования, — программы стратегического академического лидерства. Министр назвал ряд ее принципиальных отличий от предыдущих. Во-первых, ранее такие программы были ориентированы только на образовательные организации, а нынешняя предполагает участие не только университетов, но и научных организаций, более того, нацеливает на тесную интеграцию. «Соответственно, ресурсы будут ориентированы не только в сектор высшего образования, но и в сектор науки и позволят концентрировать усилия на прорывных направлениях», — сообщил Валерий Фальков. Во-вторых, с самого начала замысел и концептуальное основание, дизайн программы стратегического академического лидерства обсуждались с президентом РАН и Президиумом Академии. «Хотелось бы, чтобы те цели, которые мы ставим перед участниками, работали и на научный сектор, — отметил В. Фальков. — В частности, это касается притока молодых кадров. Когда-то были отобраны национальные исследовательские университеты, а в новой редакции один из статусов, за которые будут конкурировать вузы в консорциуме с научными организациями, — научно-исследовательские университеты. Основным критерием успешности их участия в программе будут не рейтинги, не наукометрические показатели, а количество выпускников, трудоустроенных в сектор исследований и разработок РФ. Вторым критерием будет уровень заработной платы таких выпускников». Министр добавил, что как раз по поводу индикаторов идет большая открытая дискуссия, и если у кого-то есть соображения, то это приглашение к ней.
 
В завершение выступления Валерий Фальков обозначил вопрос, касающийся оценки эффективности работы ученых. «Часто приходится слышать предложения, обсуждения, критику на самых разных площадках — о том, что эффективность исследователей должна в первую очередь определяться качеством формулирования проблем, строгостью научных выводов и использованных методов достижения поставленной цели, а не количеством грантов, числом публикаций, умением привлечь внимание общественности к ярким инициативам, — акцентировал В. Фальков. — Коллеги, думаю, что такая постановка вопроса не просто имеет право на существование, а весьма и весьма актуальна, и я считаю — в перспективе, не спеша, но последовательно, нам будет целесообразно обсудить вопрос методологии современной оценки труда исследователей, коллективов, лабораторий и центров. Я имею в виду набор принципов, критериев, того, что касается экспертизы и своего рода репутационных метрик». 
 
Министр добавил, что, по его мнению, избыточность применения наукометрических показателей приводит к недостаточному вниманию к решению реальных проблем, и, более того, — наукометрическое давление, которое отчасти существует, временами вынуждает ученых публиковать статьи не достаточно хорошего качества. «В результате наука приобретает такой характер, что исследования ведутся для систематического совершенствования уже имеющихся знаний, — прокомментировал В. Фальков. — При этом остается много белых пятен, и крупные научные открытия зачастую делаются случайно». Валерий Николаевич подчеркнул, что предложить целостную методологию современной оценки труда исследователей и коллективов — совместная задача для Минобрнауки и научного сообщества. 
 
«Наука в Сибири»