Подготовка к нему была анонсирована на круглом столе «Культура — науке, наука — культуре», приуроченном к 60-летию Дома ученых СО РАН и Дню работника культуры.
Задавая тон обсуждению, директор ДУ СО РАН Галина Германовна Лозовая подчеркнула, что «…наука и культура — понятия совершенно неразделимые». Однако модератор дискуссии директор Института философии и права Новосибирского государственного университета доктор философских наук Владимир Серафимович Диев заметил, что это небесспорно. Пятьдесят лет назад на русском языке была опубликована работа Чарльза Сноу «Две культуры». Автор постулировал нарастающую изолированность научно-технологической и художественной культур, с течением времени теряющих способность к коммуникации на одном языке. «Еще в советские времена постановка Чарльза Сноу нашла отражение в спорах физиков и лириков», — напомнил Владимир Диев. Сегодня, по его мнению, в Академгородке процветает «естественно-научный шовинизм», а пропасть между двумя культурами растет всё больше за счет постмодернистских тенденций. Тем не менее модератор видит предпосылки к сближению: «И наука, и культура — это творчество, основанное на познании мира. В науке преодоление сложности часто называют красотой, математики говорят “это верно, потому что красиво”. Еще одно связующее начало — интуиция».
Научный руководитель ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» академик Николай Александрович Колчанов говорил о социальной культуре и ее будто бы почти погибшей составляющей — культуре песенной. «Еще тридцать лет назад ни одно событие — день рождения или другой праздник, демонстрация, совместная поездка и так далее — не обходилось без пения хором, — вспоминал ученый. — Песенной культурой была пронизана и городская, и прежде всего сельская жизнь. Песня укрепляет человека в той картине мира, в которой он живет. Теперь этого нет». С тезисами Н. Колчанова согласилась заведующая кафедрой истории культуры и искусств Гуманитарного института НГУ кандидат филологических наук Наталья Юрьевна Бартош: «Песни приходят и уходят вместе с людьми, а люди несут определенный культурный код. То, что некоторые источники пересыхают, не может не беспокоить». Академик Н. А. Колчанов предложил на базе Дома ученых при содействии Президиума СО РАН реализовать программу по восстановлению песенной культуры; Галина Лозовая заверила, что в стенах ДУ таковая присутствует: «Представлена и элитарная, и массовая, и народная песня. У нас есть хоры, исполняющие самый разный репертуар».
О культуре отношения к собственному здоровью говорил заместитель председателя СО РАН и директор ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины академик Михаил Иванович Воевода. «В традиционном общественном сознании медицина рассматривается как бинарная система, сочетающая искусство врачевания и науку, — констатировал он. — Сегодня возрастает значение научной компоненты, но реализация даже самых новейших знаний и технологий происходит через контакт врача и больного. Максимальный эффект при этом достигается при его вовлечении в процесс лечения, а для этого культура пациента должна быть на достаточном уровне… Мы обязаны научить человека ценить собственное здоровье и саму жизнь». Михаил Воевода считает, что Дом ученых может стать «системным интегратором формирования культуры персонального здоровьесбережения», поскольку интерактивные форматы не всегда приносят эффект участия.
Директор Международного математического центра член-корреспондент РАН Сергей Игоревич Кабанихин подчеркнул культурообразующую роль русского языка. «Русские Библия и Евангелие, “Слово о полку Игореве”, наследие Пушкина — это то, что объединяет людей с разными корнями. Россия сегодня продолжает существовать только благодаря языку». Математик выразил беспокойство по поводу использования в творческих, включая литературные, целях систем искусственного интеллекта вроде GPT 3.0, способных по определенному запросу формировать художественные произведения. Проблему языка как средства диалога поколений акцентировала заместитель председателя Совета научной молодежи СО РАН кандидат исторических наук Екатерина Михайловна Лбова, предложившая привлекать молодых к формированию планов Дома ученых.
Преподаватель Гуманитарного института НГУ кандидат искусствоведения Максим Викторович Прокопьев, исходя из привязки мероприятия к юбилею Дома ученых, поставил вопрос о противоречии в его целеполагании: сохранять некоторые культурные традиции и развивать современные форматы трудноосуществимо в одном пространстве. «Либо мы создаем здесь музей, либо формируем среду, притягательную для современной творческой молодежи… Для культуры постмодерна традиция неактуальна», — считает культуролог, предложивший задуматься о подготовке стратегии развития ДУ с участием молодежи Академгородка. По аналогии академика Н. Колчанова, Дом ученых является «стволовой клеткой культурного пространства», из которой всегда могут вырасти продолжения тех или иных традиций. Заместитель председателя СО РАН доктор физико-математических наук Сергей Робертович Сверчков вспомнил терминологию экономической науки и назвал ДУ «странным аттрактором», то есть устойчивой структурой, преодолевающей и переживающей хаос.
В адрес Дома ученых поступило немало предложений и рекомендаций, как общего характера, так и конкретные предложения. В ответ на некоторые из них заместитель директора ДУ Анита Вадимовна Голубева анонсировала: «Мы планируем большой фестиваль разных поколений и искусств в рамках, скорее всего, Дня Академгородка. Положение уже готово». Как следует из упомянутого документа, фестиваль творчества ученых институтов, находящихся под научно-методическим руководством СО РАН, и студентов НГУ называется «Артнаука» и проводится по четырем направлениям: танцевальному, вокальному, музыкальному и оригинальный жанр (включая цирковые искусства). Просмотр видео с номерами потенциальных участников начался 20 марта и продлится до 1 сентября. Для участия в фестивале достаточно, чтобы в творческом коллективе был хотя бы один представитель института под эгидой СО РАН или студент НГУ. Победители «Артнауки» выступят на гала-концерте Дня Академгородка в Доме ученых.
12+
Подготовил Андрей Соболевский