Высокие широты требуют высоких надбавок

 

«Восточный регион теряет свое население – и это один из вызовов, на который нужно реагировать!» - с такого тезиса начал свое выступление на 14-м совещании географов Сибири и Дальнего Востока заместитель директора Института географии им. В.Б. Сочавы (г. Иркутск) СО РАН доктор географических наук Леонид Маркусович Корытный.

По его мнению, затянувшееся обсуждение проекта Закона РФ о северных территориях нарушает права жителей этого региона, ведь людям приходится существовать в суровых климатических условиях согласно нормативам обеспечения,  одинаковых для всех граждан России. «Тем временем известно, что биологические возможности организма человека вне зоны экологической толерантности ограничены, и для его оптимального функционирования необходимы условия, соответствующие потребностям в дискомфортных местах обитания», - объясняет  ученый.  В своем докладе он дифференцировал зоны проживания населения по степени влияния сурового климата Восточной Сибири: это территории с умеренным, сильным, очень сильным, жестким и крайне жестким уровнями дискомфортности, причем Л.М. Корытный отметил, что выявлены значительные расхождения в оценке этого параметра с действующим зонированием.

«Социальные гарантии государства недостаточно учитывают климатическое влияние на биологическую необходимость повышения калорийности питания или снижение сроков использования одежды из-за длительности ее ношения», - заявил Леонид Маркусович.  Это же, по его словам, справедливо и в отношении расхода энергии на обогрев жилья  - совершенно очевидно, что в Восточной Сибири в силу природных условий отопительный период длится дольше, чем во многих регионах страны. Кроме того, организация экономической деятельности такова, что реальная заработная плата, как и ее покупательная способность, слабо коррелируют с ростом климатической дискомфортности. Таким образом, для тех, кто живет в подзонах жесткого и крайне жесткого дискомфорта, происходит снижение уровня жизни:  как скрытое, при исчислении прожиточного минимума, так и в плане реальной величины зарплаты (ведь здесь нужно соотносить то, что она выше, чем во многих других регионах, с  фактором транспортной удаленности, и, как следствие, удорожания различных товаров).

Помимо материальных  параметров, большое значение имеет также и рост числа заболеваний, вызванных переохлаждением, а также распространение их осложнений из-за длинного латентного периода. Все это приводит к значительным затратам на оказание медицинской помощи. «Показатели общей первичной заболеваемости населения возрастают от южных районов Восточной Сибири к районам с крайне жестким дискомфортом», - говорится в докладе.

Выводы, которые делает Л.М.Корытный,  в первую очередь говорят о настоятельной необходимости увеличения прожиточного минимума в соответствии с суровостью климата: «Тенденция устойчивого снижения и так малочисленного населения северных и восточных регионов при мощном ресурсном потенциале и высоком среднедушевом денежном доходе указывает на противоречия в действующей методике установления этого минимума и наличие резервов по его повышению». Кроме того, он отмечает: «Надо настойчиво осуществлять инициативы, связанные с теоретически-методологическими вопросами, трансформацией общественно-территориальной организации восточно-сибирского региона, удержанием населения севера, у которого есть огромный опыт обживания  районов с повышенным уровнем дискомфортности, снижением противоречий в социально-экономической стратификации общества. Это проблема всей России, но именно здесь она особенно важна. Вызовы перед наукой стоят огромные, и если мы с ними не справимся, то вряд ли вектор в сторону развития восточных территорий страны будет актуальным».

www.COPAH.Info