Также Айтолина исполнила песни Вилюйского региона в стиле дэгэрэн. Эти и многие другие народные композиции она сама собрала в экспедициях и теперь передаёт ученикам.
Бытовой и лирический дэгэрэн
«Ансамбль сибирской песни» не просто поёт фольклор, но и собирает его в поездках и исследует. На концерте исполнители познакомили слушателей с песнями местных локальный традиций.
Аутентичный фольклор в мегаполисе
Коллектив представил народные традиции Новосибирской области, в том числе, песни этнических белорусов, проживающих в Крутихе, и старообрядцев из Болотинского района. Также ансамбль показал необычный вариант хоровода, который водится стенка на стенку.
Стенка на стенку
Старший научный сотрудник Института филологии СО РАН кандидат филологических наук Любовь Никитовна Арбачакова занимается исследованием современных эпических традиций горных шорцев — малочисленного, но самобытного народа. Помимо науки фольклорист увлекается живописью и поэзией.
Мифы и легенды Горной Шории
Марина Султрекова из Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки исполнила тахпах — один из самых популярных песенных жанров хакасского фольклора. Музыкант сыграла лирическую песню на хомысе — хакасском народном щипковом инструменте типа лютни.
Хакасский тахпах
Александр Перов из Югры (Ханты-Мансийский автономный округ) также учится в новосибирской консерватории. Он познакомил публику с мансийскими народными ритуальными наигрышами. В руках Александра санквылтап — струнный безладовый финно-угорский инструмент. Он используется как в культовых практиках, так и для обычного музицирования.
На таком инструменте исполняются песни лесных духов
Энхэ Эрдынеев представил бурятские народные песни: хвалебную, посвящённую стрелку, который поразил на охоте добычу, и застольную — она исполняется на свадьбах и больших торжествах в Бурятии.
Народный и героический эпос Бурятии
Виталий Каланаков отмечен на Курултае сказителей 2015 года в номинации «Горловое пение». Издревле сказители перед песней сперва благословляли свой инструмент, хозяев гор, Алтая, а потом уже начинали сам эпос. Виталий исполнил благопожелание, а затем продемонстрировал кай — горловое и гортанное пения, распространённые среди коренных жителей Алтая. Кай бывает нескольких видов: подземного, среднего, верхнего небесного мира. Виталий представил сказание о богатыре каем подземного мира.
Горловое пение каем подземного мира!
Руководитель ансамбля Тарас Выхристюк рассказал о фольклорных традициях семейств Забайкалья: «Это очень интересный субэтнос. Он состоит из потомков староверов, которые 250 лет назад жили в Белоруссии (теперь это территория современной Польши), а затем подверглись «выгонке». Сейчас этнос проживает в Сибири, и с его устным народным творчеством нам удалось познакомиться».
Ансамбль «Полынь» неоднократно был в экспедициях
Доктор филологических наук Розалия Султангареева исполнила памятник башкирской словесности — эпос «Урал-батыр». Учёный записывала произведение у 86-летней сказительницы Асмы Усмановой, которая знала эпос не по известным из книг текстам, а по памяти, в том виде, в каком услышала его от прежних сказителей — своих предков. «"Урал-батыр" по своей архаичности и мифологичности считается одним из самых древнейших среди всех тюркских эпосов», — рассказала учёный.
Мелодии, считающиеся утраченными
Гость форума из Кыргызстана кандидат филологических наук Талантаалы Бакчиев —потомственный сказитель эпоса «Манас», героического повествования о богатыре, объединившего кыргызов, которое вошло в книгу рекордов Гиннеса как самый большой эпос в мире. «Мы часто говорим, что сказительство — это творчество, искусство, мастерство. Но прежде всего это дар. Мой дар пришёл ко мне от деда в пятом поколении. Он тоже был сказителем», — рассказал Бакчиев.
«Сказительство — это дар»
Учёные трёх стран подытожили Первый сибирский форум фольклористов мастер-классом народных танцев.
Не только песни, но и танцы
Айталина Мойтохонова научила коллег водить необычный хоровод: где все по кругу повторяют за запевалой, который поёт что видит: по аллитерации – с какой буквы начинает, с той и заканчивает.
Осуохай — древний танец якутов
Организаторы отметили, что форум стал значимым событием в развитии отечественной и зарубежной фольклористики, а также обратили внимание на острую нехватку этномузыковедов для исследования фольклорных памятников ряда сибирских и особенно дальневосточных этносов.
На такой веселой ноте завершился форум фольклористов
Айталина Мойтохонова из Республики Саха носитель живой фольклорной традиции. Она представила коллегам тойук — уникальный сложнейший вид народного пения, в основе которого лежит импровизация.
Первыми зазвучали якутские народные песни
17
марта
2017
В новосибирском Академгородке прошёл I Сибирский форум фольклористов. Он собрал языковедов, антропологов, этнографов, историков, культурологов и других специалистов, которые занимаются изучением и сохранением культурного наследия коренных и переселенческих народов Сибири. Однако об устном народном творчестве можно было узнать не только в научных докладах. Учёные устроили концерт, где представили уникальные материалы — былины, сказания, эпосы, собранные ими в экспедициях.
Текст и фото: Марина Москаленко