Вопрос учёному

Отвечает
доцент кафедры сравнительной психологии Института медицины и психологии Новосибирского государственного университета кандидат биологических наук Елена Алексеевна Дорошева

— Это самая главная загадка, которую пытаются решить психофизиологии, ее называют основной психофизиологической проблемой.

На записях биоэлектрической активности мозга при фиксации изменений кровообращения мы узнаем, что при поступлении какого-либо сигнала во многих участках мозга происходят изменения. Они сопровождаются созданием чувственных моделей реальности, мыслей о ней, эмоциональных переживаний.

Отвечает
заведующий лабораторией географии и генезиса почв Института почвоведения и агрохимии СО РАН кандидат биологических наук Борис Анатольевич Смоленцев

Ответ на этот вопрос есть в самом определении понятия «почва». Самое простое и понятное следующее: почва — это самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла, атмосферных осадков (то есть климата), рельефа местности и фактора времени.

Отвечает
старший научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН» доцент, кандидат биологических наук Василий Васильевич Нохсоров

Главный секрет — в удивительных физиолого-биохимических процессах, происходящих в растительном организме, которые помогают растениям за определенное время подготовиться к зиме. За длительное время эволюции они сумели выработать особые способы адаптации к экстремальным условиям среды. Так, перестают действовать фитогормоны-стимуляторы, а вступают в действие другие фитогормоны — ингибиторы, тормозящие все процессы, особенно ростовые, и растение начинает готовиться к периоду покоя.

Отвечает

Весенне-осенние периоды, действительно, негативно влияют на людей с серьезными психическими расстройствами, такими как шизофрения, депрессивные и биполярные аффективные расстройства. Отмечено учащение суицидального поведения при потеплении погоды, в большинстве стран мира увеличивается количество поступлений пациентов в психиатрические стационары осенью и весной.

Отвечает
ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Евгений Павладьевич Рыбин

Вся история человечества связана с предметами и явлениями, которые, как кажется, не несут практической пользы, но на самом деле имеют огромное значение для определения человека как вида, выделяющегося из животного мира целым рядом особых качеств. Среди этих вещей и явлений с самого начала истории людей наряду с полезными вещами — технологически продвинутыми каменными и костяными орудиями, умением строить жилища, охотиться на животных с помощью дистанционного оружия, осваивать самые различные экологические ниши — появляются и украшения.

Отвечает

Лень — это обывательское, бытовое обозначение состояния человека, когда он не хочет выполнять какие-то задачи. Неактивность личности всегда с чем-то связана. Лень в разных ее проявлениях чаще всего оказывается защитной стратегией.

Отвечает
старший научный сотрудник лаборатории геоинформационных технологий Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН кандидат географических наук Наталья Николаевна Чередько

Прогнозы погоды на неделю-месяц (внутримесячные) и на срок более 30 суток (долгосрочные) — наиболее сложные и спорные. В зависимости от периода, на который нужен прогноз, используют разные подходы и получают разную точность. Старейший метод долгосрочных прогнозов — метод аналогов: по архивным данным находят сходные закономерности синоптических процессов и, допуская подобное их развитие, предполагают сходные аномалии погоды. Для внутримесячных используются инерционные и эмпирико-статистические методы. Компьютеры открыли возможности прогноза на недели и месяцы с помощью численных моделей.

Отвечает
ведущий научный сотрудник лаборатории гетероциклических соединений Новосибирского института органической химии им. Н. Н. Ворожцова СО РАН доктор химических наук Александр Юрьевич Макаров

В некоторых случаях возможно взаимодействие лекарства с веществами, содержащимися в жидкости, которой его запили. Компоненты напитка могут влиять также на процесс всасывания лекарства или на само его действие. Иногда это отражено в инструкции к препарату. К примеру, если написано, что лекарство не следует принимать одновременно с кофеином, то его, очевидно, нельзя запивать кофе или чаем. Содержащиеся в чае танины способны связываться со многими веществами, замедляя их всасывание или делая его и вовсе невозможным.

Отвечает
заведующий лабораторией паразитологии Института систематики и экологии животных СО РАН, главный ветеринарный врач клиники «АС Вет» кандидат биологических наук Сергей Владимирович Коняев

В природе коты — одиночно живущие животные, тем не менее они способны устанавливать между собой аудиоконтакт, разговаривать. Коты кричат, издают звуки, чтобы привлечь других животных, так, например, самец зовет самку. Котята могут звать маму, для этого они мяукают очень тонким голоском. Домашние кошки, по сути, сохраняют способность маленького котенка звать маму. Со своими хозяевами они общаются, как с большой кошкой. Каждый звуковой сигнал, направленный на человека, передает какую-то информацию. Кошки мурлыкают, жалобно мяукают, требуя от хозяина еды и внимания.

Отвечает
врач-эндокринолог, младший научный сотрудник лаборатории эндокринологии НИИ клинической и экспериментальной лимфологии — филиала ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» кандидат медицинских наук Динара Мухтаровна Булумбаева

При сжигании жира происходит его окисление, реакция с кислородом. Под действием кислорода молекула жира распадается на углекислый газ и воду с освобождением энергии. Углекислый газ покидает тело с дыханием, вода уходит с мочой, пóтом и тоже через дыхание. Таким образом, основная часть бывшего жира выводится через легкие. При этом бóльшая часть энергии, получаемой из жира, не превращается в углекислый газ и воду, а используется для обеспечения работы органов и систем организма.