Вопрос учёному

Отвечает
старший научный сотрудник лаборатории механохимии Института химии твердого тела и механохимии СО РАН кандидат химических наук Денис Александрович Рычков

Экспериментальная химия нужна сразу по нескольким причинам: во-первых, все расчетные данные калибруются и оцениваются по экспериментальным; во-вторых, посчитанные данные необходимо проверять, так как любые заложенные в них модели несовершенны и не могут полностью описать природу; и наконец, большинство расчетных методов, включая хемоинформатику, машинное обучение и другие современные подходы, не могут предсказать феномены, которые выбиваются из общих данных и трендов.

Отвечает
заведующий лабораторией структуры и динамики популяций животных Института систематики и экологии животных СО РАН, заведующий кафедрой экологии биолого-технологического факультета Новосибирского государственного аграрного университета, доктор биологических наук Евгений Анатольевич Новиков

Когда ученые говорят о численности животных, чаще всего они имеют в виду относительную численность, рассчитанную либо на единицу площади (тогда это называется плотностью), либо на единицу промыслового усилия — километры маршрута, ловушко-сутки и так далее. Способы учета очень разнообразны и зависят от изучаемой группы животных. Для того, чтобы данные, полученные в разное время и в разных местах, можно было сравнивать, методы учета стараются стандартизировать — располагают ловушки на одинаковом расстоянии друг от друга и держат их в рабочем состоянии определенное время.

Отвечает
Советник директора по медицинским исследованиям Международного томографического центра СО РАН заведующий лабораторией «МРТ-технологии», главный научный сотрудник профессор, член-корреспондент РАН Андрей Александрович Тулупов

Магнитно-резонансная томография (МРТ) — наиболее информативный метод диагностики заболеваний человека. МРТ принципиально отличается от рентгенографии или компьютерной томографии (КТ), поскольку не использует рентгеновского излучения, а основана на магнитных явлениях в человеческом организме при воздействии сильного магнитного поля.

Отвечает
ученый секретарь НИИ психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского цента РАН, руководитель Междисциплинарного центра профилактики пароксизмальных состояний врач-психиатр высшей категории, кандидат медицинских наук Татьяна Валентиновна Казенных

Психология  дает нам определение жестокости. Жестокость — это свойство личности проявлять оскорбительные действия, бесчеловечное отношение к другим живым существам, причинять им боль или лишать жизни с чувством собственного удовлетворения.

Это черта личности, которая проявляется в эгоизме, в злобе к окружающему миру, к себе, в зависти и ненависти к людям. Жестокость может проявляться по-разному — от обидных слов до садизма. И самое ужасное, когда человеку это приносит удовольствие.

Отвечает
научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем математики в цифровых технологиях Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН, старший преподаватель кафедры алгебры и математической логики Новосибирского государственного университета доктор физико-математических наук Тимур Ринатович Насыбуллов

Теоретически при помощи математики можно избавить город от пробок. Для этого нужно составить математическую модель транспортной системы города и добиться того, чтобы эта система была оптимальной, то есть не допускала ситуаций, когда количество автомобилей на какой-то конкретной дороге сильно превышает пропускную способность этой дороги. Первые модели, описывающие закономерности дорожного движения, были построены еще в начале XX века, после чего с годами они многократно улучшались.

Отвечает
научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем математики в цифровых технологиях Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН, старший преподаватель кафедры алгебры и математической логики Новосибирского государственного университета Тимур Ринатович Насыбуллов

Одним из важных направлений в математике является математическое моделирование, то есть описание разных процессов (физических, химических, экономических, социологических и так далее) при помощи уравнений. Здесь для математика важно, во-первых, составить уравнение, которое описывает тот или иной процесс, во-вторых, решить это уравнение и, в-третьих, проверить, насколько адекватно это решение описывает сам процесс. Для составления уравнения, конечно, часто достаточно бумаги и карандаша. Для его решения уже необходим мощный компьютер.

Отвечает
заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета академик Сергей Викторович Нетёсов

Вирус бешенства (rabies virus) входит в род Lyssavirus, который является одним из родов семейства Rabdoviridae. Он поражает серое вещество мозга и вызывает у человека или животного целый ряд симптомов, из которых наиболее яркие — гиперактивность, ярость и агрессия. Когда пациент с развившимся заболеванием становится гиперактивным, у него также начинается интенсивное слюноотделение. Этот момент напрямую связан с боязнью воды, потому что вирус в процессе поражения мозга попадает в слюнные железы и далее — в слюну. Именно через слюну вирус и передается другому человеку или животному.

Отвечает

Галилео Галилей сказал, что математика — это язык, на котором написана книга природы. Грубо говоря, это означает, что любой процесс, который существует в природе, описывается некоторыми уравнениями. Многие из этих уравнений известны науке и широко используются на практике.

Отвечает
профессор кафедры высшей математики Новосибирского государственного технического университета, кафедры высшей математики физического факультета Новосибирского государственного университета доктор физико-математических наук Артём Павлович Ковалевский

Действительно, математики считают, что вероятность выпадения орла и решки составляет 1/2 или 0,5. Что это значит? Если мы хорошо закручиваем монету при броске, то не можем предсказать, что выпадет. Но, подсчитывая число орлов после большого количества бросаний, видим: орел выпадает примерно в половине случаев.

Отвечает

Следует различать прирученных животных и одомашненных. Приручение не предполагает селекции или отбора по каким-либо признакам, животные остаются дикими и опасными, их поведение может быть непредсказуемым, они просто согласились терпеть людей. Прирученные звери — это, например, африканские слоны, орлы, беркуты, помогающие на охоте, енот-полоскун. Эти животные не боятся человека, но не размножаются в неволе. Если по каким-либо причинам они перестанут находиться рядом с человеком, то смогут выжить в дикой природе.