Как птицы адаптируются к холодам?

""

Как птицы приспосабливаются к наступлению холодов и к катаклизмам, резким климатическим изменениям? Меняются ли стратегии добывания пищи, ухода за птенцами, полетов, расхода тепла и энергии? Отличаются ли эти реакции и способности к адаптации у разных видов птиц?

Алексей Маслов
младший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Алексей Алексеевич Маслов

Известно множество адаптаций птиц к изменению температуры воздуха. Многие из обычных в Сибири видов улетают зимовать в Азию или в Африку через Южную Европу. Понятно, что основная причина такой миграции — не температурный режим, а отсутствие зимой необходимого корма. Мигрируют в первую очередь насекомоядные, водные и хищные птицы. Если где-то создаются условия для относительно комфортной зимовки, то они могут остаться. Например, черные коршуны зимуют на свалках, водоплавающие птицы — на незамерзающих водоемах.

Нельзя сказать, что миграция — это самая простая адаптация. Нужно не только успеть накопить достаточное количество энергии в виде жировых запасов (особенно это касается молодых птиц), но и начать миграцию вовремя. Изучение того, как пернатые решают, в какой именно момент начать отлет, — важная и интересная часть современных исследований. Особняком стоят кочующие виды. Они могут совершать дальние перелеты, но при этом их маршруты непостоянны. Свиристели, дубоносы и многие другие кочуют в поисках еды. Поэтому иногда зимой мы видим в городе большие стаи свиристелей, а иногда — только небольшие группы птиц.

Наиболее приспособлены к холоду оседлые виды птиц, которые остаются зимовать. Для этого им нужно сменить тип питания, и многие зимующие в Сибири мелкие воробьеобразные так или иначе переходят на растительные корма. Снегири и разные виды синиц употребляют в пищу семена деревьев, даже большой пестрый дятел зимой питается семенами сосны, ели и лиственницы. Конечно, при случае все эти птицы не отказываются от животного корма. Достаточно повесить на кормушку кусок несоленого сала, и вы всё увидите своими глазами. Некоторые птицы делают запасы на зиму. Кедровка прячет орехи сосны сибирской кедровой, а буроголовая гаичка (маленькая синица) создает в коре деревьев несколько десятков тысяч тайников, в каждом из которых лежат семена. Зимой эти запасы помогут ей выжить. Кстати, буроголовые гаички способны на время сна снижать температуру тела, уменьшая таким образом теплопотери. Адаптации разных видов птиц с их активным, интенсивным метаболизмом к холоду — это отдельная большая тема.

Что же делают птицы, когда меняется климат? Для перелетных видов очень важно вовремя прилететь и начать размножаться. Причем нужно не только не опоздать, но и не начать насиживать яйца слишком рано. Птенцы должны появиться именно тогда, когда в окружающем гнездо местообитании будет максимальное количество корма, иначе им не хватит еды и они могут погибнуть. Однако в любой популяции и у разных видов всегда кто-то прилетает раньше, а кто-то позже. Если климат меняется, то преимущество получают поторопившиеся или опоздавшие. Их потомки имеют больше шансов выжить, и в дело включается естественный отбор. Если изменения климата постепенны, то птицы имеют все шансы адаптироваться к ним. Совсем другое дело, когда трансформации происходят очень быстро. Например, если птицы привыкли отдыхать и кормиться в водно-болотных угодьях сразу после долгого перелета через океан, доступность этих мест кормежки имеет критическое значение. Иногда пернатые совершают многотысячные беспосадочные перелеты через океан без сна и отдыха. Если болота или озера в прибрежной зоне материка трансформировать и построить там город, аэропорт или промышленную зону, птицам просто не хватит сил на поиск нового места кормления и они погибнут. Такие изменения происходят даже быстрее, чем катастрофические климатические сдвиги вроде понижения температуры воздуха после крупных извержений вулканов, и поэтому чрезвычайно опасны для птиц.

Фото из свободных источников и предоставлено исследователем