Возможна ли модификация взрослого организма с помощью генной инженерии?

11/10/2013 - 16:42
старший научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН, доктор биологических наук Юрий Сергеевич Аульченко.

Хочу задать довольно  футурологический вопрос. В прошлом году в сети появилась информация о том, что биологам удалось  внести изменения в геном мальков рыб, используя специальные ферменты и нужные части ДНК. Причем, внесенные изменения  передавались по наследству. Интересно, возможно ли в будущем, пусть и  отдаленном, по мере накопления знаний о функциях наших генов и процессах, протекающих на их уровне, появление  технологии, которая позволит  редактировать геном уже взрослого человека, задавая ему нужные  характеристики? Т.е. всячески  модифицировать организм, меняя его  врожденные признаки: исправлять дефектные гены, улучшать физические данные, менять внешность и прочее. Или с уже сформированным, крупным многоклеточным организмом такое проделать не получится?

Юрий АульченкоИскусственное замещение генов, по крайней мере, в части клеток взрослого организма в принципе возможно уже сейчас («генная терапия»). Однако вмешательство на уровне генома взрослого организма — это все равно, что ... с чем бы это сравнить? Вот скажем вам не нравится цвет глаз: они у вас голубые, в вы хотите, что бы были карие. Вместо того, чтобы надеть цветные линзы, вы идёте в продвинутую клинику и там просите вырастить новые глаза (карие). А потом нейрохирург старые глаза вырезает и новые пришивает. Представили? Кстати, это теоретически будет возможно лет через -цать. Так вот, в большинстве случаев генная терапия — это вот такая кардинальная и дорогая процедура, и  зачастую есть менее радикальный способ решения (линзы). Хотя в некоторых случаях (некоторые моногенные заболевания) альтернативы нет.

Так что, даже рассуждая гипотетически (предположив, что в какой-то момент генная терапия станет дешевой, простой и стопроцентно безопасной процедурой), не всякую проблему можно и нужно решать на уровне генов, многие решаются лучше с помощью изменения образа жизни, или с помощью лекарств, без вмешательства в ДНК.

Что касается будущего, то я думаю, что результаты исследования генома человека будут широко применяться в персонализированной медицине. Что я имею в виду? Человеку по результатам исследований будут выдаваться некоторые рекомендации по образу жизни (питание, физическая активность и так далее), в соответствии с которыми он сможет, например, дольше жить и избежать болезней. Или при подборе лекарств. Некоторые препараты, например, «Варфарин» (понижает свертываемость крови) уже сейчас можно назначать пациенту на основе генетического тестирования. В настоящий момент существуют десятки лекарств, которые могут и должны назначаться (или как раз НЕ назначаться!) индивидуально, по результатам дополнительных обследований.

Фото анонса: membrana.ru